Выбор детского сада
Отдать малыша в государственный детский сад или в частный? В монтессори или в вальдорфский? А может, выбрать домашний или просто оставить с няней? Сегодня мамы задумываются об этом едва ли не над колыбелью новорожденного. Еще бы, ведь от того, как пройдет дошкольное детство малыша, во многом зависит, как сложится его дальнейшая судьба. И если раньше особого выбора не было: или отдавай в районный сад, или, если нет бабушек, бросай работу и сиди дома, то теперь появляется все больше нестандартных детских садиков с альтернативной программой, причем не только дорогих частных, но и государственных, по вполне приемлемым ценам.
Выбрать детский сад желательно заранее, ведь в хороший сад не так-то легко попасть, так что лучше записаться как минимум за год. Поиски желаемого начните с посещения детской поликлиники. Узнайте, в каких детских садах вашего района дети меньше всего болеют, ведь какая бы продвинутая программа не была в саду, от нее не будет никакого проку, если малыш станет без конца болеть. Затем отправляйтесь в департамент образования (бывшее РОНО) и наведите справки, в каких детских садах вашего района работают по развивающим программам и по каким. Среди государственных программ наибольший интерес представляет «Радуга», есть государственные детские сады – хотя их крайне мало – которые работают по системе Монтессори (о ней – чуть ниже), заимствуют отдельные элементы вальдорфской педагогики. В некоторых детских садах изучают английский язык, правда, проку от самих занятий обычно крайне мало, но в таких садиках больше детей из интеллигентных семей, а воспитатели более внимательны и заботливы. В последнее время появляется много комбинатов «детский сад – начальная школа». Это очень хороший вариант: программы подготовительной группы и первого класса не дублируют, а дополняют друг друга, дети не меняют коллектив и легче адаптируются к школе. Правда, если вы делаете выбор в пользу такого комбината, необходимо узнать также, по каким программам работает школа и какие там учителя.
Теперь сопоставьте список интересующих вас садов с данными поликлиники. Выберите то, что совпало, и отправляйтесь на поиски. Безусловно, предпочтение стоит отдавать тем садикам, которые находятся ближе к вашему дому: как бы ни был хорош сад, вся польза на нет, если вам придется каждый день будить малыша на полчаса раньше, чем нужно и тащить его в переполненном транспорте или стоять в пробках.
Для начала обратите внимание, где находится детский сад. Отдельное здание предпочтительнее, чем первый этаж жилого дома. Плохо, если территория, на которой гуляют дети, выходит непосредственно на улицу, а не во двор.Посмотрите, достаточно ли на территории зелени, есть ли качели, горки, лестницы для лазания. Понаблюдайте за гуляющими детьми: не кричат ли на них воспитатели, организовывают ли общие игры, не ограничивают ли двигательную активность детей? Если дети агрессивны, много кричат, дерутся, значит, в группах напряженная, нервная обстановка, воспитатели мало обращают на детей внимание. Если же дети вялые, пассивные, мало двигаются, значит, воспитатель слишком давит на них, ругает за шум и беготню.
Когда зайдете в помещение, узнайте, есть ли у детей отдельные спальни или они спят на раскладушках прямо в игровой; есть ли спортивный зал. Хорошо, если в группе есть спорткомплекс и дети могут играть на нем когда захотят. Несомненным достоинством детского сада является и собственный бассейн. Посмотрите, достаточно ли в группе игрушек и хорошего ли они качества, есть ли в распоряжении воспитателя современные качественные дидактические материалы и учебные пособия.
Уточните, не заставляют ли воспитатели детей насильно есть; это абсолютно неприемлемо. Если дома вы интенсивно закаливаете малыша, узнайте, разрешат ли ему ходить в группе в носочках и легкой одежде или он должен быть одет как все. В этом случае малыш, привыкший дома к прохладе и комфортной одежде будет чувствовать себя крайне неуютно. Вы имеете полное право задать все эти вопросы, и персонал обязан вам на них ответить
Ну, и наконец, просто познакомьтесь с воспитательницами, выясните, каких взглядов на воспитание детей они придерживаются, есть ли у них свои дети и какого возраста. Возьмите с собой на эту встречу малыша и спросите его, понравилась ли ему тетя, у которой вы были. Если он сразу категорически скажет, что не понравилась, ищите другой вариант. Не ждите, что кроха привыкнет: психологическая несовместимость никуда не денется и перерастет в постоянный глубокий конфликт.
Помимо государственных детских садов сегодня малыша можно отдать и в частный садик. Хотя это и недешево, все же многие сегодня предпочитают именно этот путь. В негосударственных детских садах гораздо меньше группы и лучше уход, а главное, намного более продвинутые программы. Наиболее популярны сегодня вальдорфские и монтессори-сады.
Вальдорфский детский сад ставит своей задачей гармоничное развитие личности ребенка, становление его эмоционального мира, раскрытие творческого потенциала. В вальдорфском детском саду много занимаются музицированием, в основном, игрой на блок-флейтах, эвритмией – это особая система движений под музыку. И мальчики, и девочки в вальдорфском саду занимаются ручным трудом: ткачеством, вышиванием, резьбой по дереву. Огромное внимание уделяется и рисованию, восковыми мелками и красками, причем, в отличие от государственного детского сада, здесь никто не будет давить на малыша, требовать, чтобы он рисовал на заданную тему и по определенным правилам. Ведь вальдорфский сад не стремится к скорейшему превращению ребенка во взрослого: здесь понимают, что дошкольное детство – это уникальный период в жизни малыша и не стремятся его укоротить. Именно поэтому здесь так много веселых и удивительных праздников: праздник фонариков, во время которого дети с самодельными фонарями отправляются осенним вечером искать страну гномов, праздник урожая, с печеной картошкой, кострами из опавших листьев, самодельными куклами из соломы. Кстати о куклах. В вальдорфском детском саду практически нет готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами из подручных материалов: дерева, шерсти, натуральных тканей, соломы, бумаги. По мнению вальдорфских педагогов, покупные игрушки тормозят фантазию детей и быстро им надоедают. Несомненно, главное достоинство вальдорфских детских садов – это огромное уважение к личности маленького человека, спокойная, комфортная обстановка, доверительные дружеские отношения между детьми и взрослыми. С другой стороны, вальдорфская педагогика категорически не рекомендует преждевременно развивать интеллект ребенка: учить чтению, письму, основам математики в дошкольном возрасте. Вообще, практически исключаются занятия, развивающие логическое, аналитическое мышление, а без этого увы, ребенок не сможет нормально учиться в школе и даже поступить в хорошую школу после вальдорфского детского сада ему будет нелегко. Кроме того, вальдорфская педагогика – часть антропософского учения, весьма сомнительного с точки зрения любой традиционной религии. Поэтому, как бы ни был привлекателен вальдорфский детский сад, подумайте, легко ли будет малышу после него адаптироваться к школе .
Как и вальдорфская педагогика, система Монетссори стремится к максимальному раскрытию способностей малыша без насилия над его личностью. Но если в вальдорфском детском саду детям даже букв не показывают, в монтессори-саду всячески стремятся развивать именно интеллектуальный мир малыша. Другое дело, какими методами это делается «Помоги мне это сделать самому!» – вот девиз монтессори-педагогики. Ребенок учится и развивается самостоятельно, в том темпе, который выбирает для себя сам, а воспитательлишь помогает ему, направляет его наблюдения и размышления. При помощи тщательно разработанных пособий и игр малыш на основании собственного сенсорного опыта получает представление о свойствах вещества и материи, о числе и количестве, о математических законах и законах природы. Обычно к пяти-шести годах дети в монтессори-садиках умеют красиво писать прописными буквами, хорошо владеют устным счетом, причем это – не результат искусной «дрессировки», а плод самостоятельной работы малыша, работы, которую он делает с радостью и безо всякого насилия со стороны воспитателя. Хотя в монтессори-садах царит достаточно жесткая дисциплина (дети должны тщательно убирать за собой, они не имеют права мешать заниматься своим товарищам, шуметь и баловаться во время занятий), – тем не менее, это достигается безо всякого насилия над ребенком, здесь нет и не может быть грубости, наказаний, жестокого обращения с детьми. Просто новенький, придя в группу (группы здесь разновозрастные), включается в устоявшийся ритм, и, беря пример со старших детей, подчиняется принятым здесь правилам. Вообще, разновозрастная группа – огромный плюс системы Монтессори: общение со старшими детьми обогащает младших, большие помогают маленьким учиться ( к каждому малышу прикрепляют более опытного наставника). Кроме того, в разновозрастном детском коллективе складывается нормальная иерархия: кто старше, тот пользуется большим авторитетом и уважением, кто младше, тот нуждается в большей поддержке и внимании. А значит , дети не стремятся стать лидерами за счет своей силы, агрессивности, обладания «культовыми» игрушками. Все так, как должно быть в дружной семье, где много детей, помладше и постарше.
Помимо несомненных плюсов, в системе Монтессори есть и ряд минусов, которые тоже стоит учитывать. Во-первых, это все-таки, скоре начальная школа, чем детский сад: большую часть дня дети учатся, хоть и в игре. Во-вторых, хотя поле такого сада, ребенок блестяще развит и великолепно подготовлен к школе, у него могут возникнуть проблемы в первом классе. Привыкнув по своему усмотрению выбирать и менять задания, на равных общаться с учителем, малыш с трудом будет привыкать к жесткой школьной дисциплине и субординации. Ну, а монтессори-школ у нас, увы, нет. А жаль… Монтессори-сад вряд ли показан гиперактивным, эмоционально хрупким, неуравновешенным детям. Не стоит отдавать сюда и малыша, склонного к аутизму: проводя большую часть дня наедине с индивидуальными заданиями, он может окончательно замкнуться в себе. Вряд ли понравится такой садик и артистичным, художественно одаренным детям, которые не любят логические задачи и аналитические игры. Таким скорее подойдет, как раз вальдорфский сад.
Начало самостоятельной жизни – серьезный и очень ответственный этап в жизни крохи. И от того, как вы выберете для него детский садик зависит, как сложатся его дальнейшие отношения с вами, как он будет учиться в школе, каким человеком станет.
Автор статьи:
Ася Штейн.
По материалам сайта www . rebenok . com
|